«Всеобщее священство»
- Ефесянам, 4:11-12
«И Он поставил одних Апостолами, других — пророками, иных — Евангелистами, иных — пастырями и учителями,
к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» - Ефесянам, 4:16
«из Которого всё тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви». - 1-е Петра, 2:9
«Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» - Деяния, 2:42-47
«И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.
Все же верующие были вместе и имели всё общее.
И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого.
И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца,
хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви». - Бытие, 2:15
«И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его».
Суть проповеди
Сегодня мы продолжим начатую ранее тему, когда мы говорили о том, что мы можем служить и за границами нашей церкви.
Раньше у христианских церквей не было своих зданий, не было своих храмов, не было каких-то залов, где они могли бы собираться. И, в большинстве случаев, церковь собиралась по разным местам, тайно, исподтишка.
У них не было тех, кто служит в церкви, занимаясь какими-то внутри-церковными служения, движениями, отделами, ведь в то время не было зданий, не было кафедры, не было колонок, звука и т.п.
Служителями были все христиане, будь они на работе, в семье, в отдыхе.
Вот это-то и есть важная тема для развития церкви, для реализации Даров, вложенных в каждого из нас.
Сегодняшняя проповедь называется «Всеобщее священство».
Идея всеобщего священства – это не ноу-хау какое-то. Идея всеобщего священства родилась в протестантском сообществе. Именно принцип отсутствия священнического клира был взят за основу протестантского богословия. И изначально это был один из тех китов, на котором строилась протестантская церковь.
Согласно этому богословию или этой идее, любой христианин может стоять на богослужениях, на таинствах, а также может принять Исповедь.
Впервые это а библейская идея была изложена в трактате одного из родоначальников протестантского движения Мартина Лютера. Этот трактат назывался «Христианскому дворянству немецкой нации».
В основе этой доктрины лежит отрицания разделения церкви на мирян и священство. И в этом трактате основной мыслью является, что Иисус Христос дал власть ключей всем своим последователям.
Вместе с тем Мартин Лютер предостерегал, чтобы никто не становился пастором самолично, но только по избранию общины.
Какая идея заложена в громогласном тезисе «Всеобщее священство»
Когда-то Господь сказал Моисею, что невозможно увидеть Бога и остаться в живых. Но во Христе Бог возвысил нас, и теперь мы можем стоять пред Богом лицом к лицу, и более того мы можем быть теми, через кого Слава Божья будет возвещаться по Земле в этом мире.
Большинство христиан, которые читают Библию, верят, что они – царственное священство.
И, как сказал ректор евроазиатской богословской семинарии Горбачёв, учение о всеобщем священстве – это упущенное звено реформации.
Сегодня мы берём многое из богословия, из богослужебной практики. И все, на что мы опираемся – это плоды вот этой реформации. Но вот это всеобщее священство как будто бы не всегда так ярко выражено.
Это то, что можно сегодня увидеть в церквях повсеместно, но когда мы читаем книгу Деяний, мы чётко можем увидеть этот единый дух совместного служения.
Так что же такое всеобщее священство?
Первое – это каждый христианин может прийти Богу напрямую.
То есть ему для этого не нужен какой-то алгоритм церковный, разрешение, оборудование.
Мы можем просто прийти напрямую и попросить прощения, помолиться. То есть нам, условно говоря, священство упразднено вот в этом аспекте. Вот эта завеса разрушена.
Сегодня мы можем приходить к Богу сами. Каждый имеет личные отношения с Богом, которые развиваются и поддерживаются духовной дисциплиной и изучением священного писания Библии.
Второе – каждый христианин может и призван вести служение в церкви согласно своим дарам.
Никто не должен быть сторонним наблюдателем и иметь пассивность. То есть каждый христианин, каждый брат или сестра – это служитель церкви. Иначе, зачем Бог наделял нас дарами?
Третье – каждый христианин может и должен послужить любому человеку как проводник божественной благодати.
Мы должны благовествовать, молиться, давать какие-то библейские ответы на те вопросы, которые возникают. То есть служить уже вот в таком личном и частном порядке.
Основная мысль сегодняшней проповеди
Все эти библейские утверждения – всего лишь часть учения о священстве всех верующих.
Обратите внимание, согласно этим утверждениям, христиане, то есть мы с вами, совершаем священническое служение только тогда, когда находимся в церкви, или тогда, когда мы находимся в собрании святых и спасённых, когда выполняем те или иные религиозные обязанности: молимся, служим в общине или благовествуем неверующим.
Но большую часть жизни, большую часть времени мы проводим вне формата церкви. Большую часть времени мы работаем, воспитываем детей, решаем какие-то жизненно важные вопросы.
Могут ли эти повседневные дела, в которые мы вовлечены большую часть времени, служить Богу? Оказывается, что они не только могут, но они должны согласно Божьему замыслу и быть основным нашим служением.
Один из реформаторов в своё время написал: «У сапожника, у кузнеца, у христианина, у каждого есть свое ремесло, должность, и дело. И все они в одинаковой мере являются священниками, и каждый занимается своим делом, обязан приносить пользу другим, служить им».
Именно тогда, когда мы занимаемся обычными своими делами, именно тогда мы служим Богу. В противном случае это не есть ежедневное всеобщее священство.
Это наша задача возвещать совершенство Призвавшего нас.
Нам, друзья, важно понять и глубоко уяснить эту истину, что основное наше призвание именно там, именно там за границами нашей церкви, за рамками церковного собрания. Там, где ты и я, мы занимаемся обычными делами.
Там Господь очень сильно рассчитывает на нас, что там мы будем являть совершенство Призвавшего.
Только в этом случае мы перестанем быть религиозной организацией, но будем божьим народом.
Мы везде священники
Когда мы занимаемся своим делом, мы совершаем вот это священническое действие. И именно этот важный элемент реформации упущен современной церковью, когда труд и работа для большинства христиан никак не связаны с местом поклонения, служения Богу.
Но это же очень серая жизнь, если мы просто ходим на работу работать. Это же такая серость, это же такая скукотища.
А если мы всё-таки идём на работу как священники, если Благая Весть, Евангелие будет работать вместе с нами, если мы будем смотреть на себя через эту призму, жить будет намного интереснее.
Наша жизнь будет наполнена смыслом в любом её проявлении, в бане, на работе, на отдыхе. Мы везде священники. Мы везде в призвании Божьем.
Труд в Божьем присутствии
Когда Бог сотворил человека, Он поселил его в Раю.
Не знаю, какое у вас представление о Рае, но в Библии написано, что человек в Раю должен был трудиться.
И если Адам работал в Божьем присутствии, облечённый Божьей славой, друзья мои, сегодня мы можем делать то же самое. Работать в Божьем присутствии, выстраивать диалог с начальником, с подчинёнными. То есть в Божьем присутствии решать какие-то болезненные вопросы, в Божьем присутствии разбираться с проблемами.
Адам был рождён в этом Божьем присутствии, он работал в Божьем присутствии, называл животных в Божьем присутствии. Возделывание сада было частью времени, которое он проводил с Богом.
Труд возник не после грехопадения, наоборот, труд – неотъемлемая часть райского наслаждения. Ни когда мы трудимся в Божьем присутствии, тогда труд становится райским наслаждением.
И более того, способность трудиться – это часть нашего богоподобия.
В Библии мы видим, что Бог творил, и на седьмой день Он отдыхал. А отдыхаем мы только после того, когда трудимся. И первая книга Бытие нам показывает Бога как труженика.
Человек единственный из творении, что имеет эту часть участвовать в труде Божьем. Другими словами, труд был в замысле как способ поклонения и служения Богу. И потом, после грехопадения работа была омрачена проблемами и трудностями, но сам труд был и остаётся благословением в замысле Бога и никак не препятствием священнодействию.
Итог
Всеобщее священство опирается на два равно значимых утверждения, таких два кита.
Первое – каждый христианин является священником.
Второе – каждое дело верующего может быть и должно быть священнодействием.
И тогда не возникает вопрос «А как это делать? Как это трудиться, как для Господа? От души, как для Господа?» Ведь когда это наше священнодействие, мы трудимся без проблем, и всё, что мы делаем, делается от души, как для Господа.
И если сегодня мы сумеем восстановить это подлинное достоинство труда, значимость в Божьем замысле, если мы научимся практически священнодействовать у себя на работе, у себя среди соседей, в разных ежедневных обязанностях, тогда мы сможем с уверенностью сказать, что наша церковь – это церковь, где всеобщее священство не на словах, а на деле.
Хотите знать больше?
Всю проповедь пастора Станислава вы можете посмотреть на нашем YouTube канале.
Если вам стало интересно, то другие проповеди на самые разные темы вы сможете найти у нас на сайте.